Горячий сжатый воздух от компрессора поступает во входную полость I и далее – в полость 1. Из полости 1 сжатый воздух через фильтровальную сетку 2 по каналу 3 поступает в кольцевую полость подогрева 4, и далее по каналу 5 – в трубопровод радиатора 6, выходная часть которого сообщена с верхней частью корпуса регулятора 7. В процессе движения по трубопроводу температура сжатого воздуха понижается, в результате чего происходит конденсация влаги из сжатого воздуха.
При движении сжатого воздуха по спиральному каналу 8, образованному внутренней поверхностью корпуса 7 и наружной поверхностью корпуса регулятора 9, большие инерционные силы отбрасывают на стенку внутренней полости корпуса 7 капельки влаги, которые стекают вниз к клапану сброса конденсата 10.
Осушенный сжатый воздух через обратный клапан 11 поступает в выходную полость II и далее в пневмосистему транспортного средства. Одновременно сжатый воздух через отверстие 12 поступает в полость 13 и воздействует на следящий поршень 14, который герметизируется резиновым кольцом 15. При достижении давления в полости 9 более 0,6 МПа следящий поршень 14, преодолевая усилие пружины 16, начинает перемещаться вверх.
При определенной величине перемещения выпускной клапан 17 садится на седло 18 в нижней части следящего поршня 14, и при дальнейшем перемещении следящего поршня 14 седло 19 клапанного элемента 20 отходит от торца манжеты 21. После этого сжатый воздух через отверстие 22 поступает в полость 23 и воздействует на поршень 24, преодолевает усилие пружины 25 и перемещает клапан сброса конденсата 10 вниз, отрывая его от седла 26.
После этого сжатый воздух, поступающий от компрессора, через образовавшийся зазор выходит в атмосферу, наступает режим разгрузки компрессора. С открытием клапана сброса конденсата 10 происходит выброс в атмосферу всей влаги, накопившейся за период накачки. В режиме разгрузки компрессора воздух с большой скоростью проходит по трубопроводу радиатора и внутренним полостям регулятора, производя их эффективную осушку.
По мере расхода сжатого воздуха давление в выходной полости II и полости 13 понижается.
Под действием пружины 16 следящий поршень 14 перемещается вниз, клапанный элемент 20 седлом 19 садится на торец манжеты 21, и при последующем перемещении происходит отрыв выпускного клапана 17 от седла 18 в нижней части следящего поршня 14, после чего сжатый воздух из полости 23 выходит в атмосферу. Под действием пружины 25 клапан сброса конденсата 10 садится на седло 26. Выпуск воздуха в атмосферу прекращается. Повторяется процесс наполнения пневматической системы сжатым воздухом.
В случае, если двигатель выключен в режиме наполнения пневмосистемы, накопившаяся влага не будет выброшена в атмосферу. Тогда в условиях низких температур возможно её замерзание вокруг клапана сброса конденсата 10, что может привести в последующем к его несрабатыванию. Это в результате приведет к повышению давления в пневмосистеме, так как сброса сжатого воздуха, поступающего от компрессора, происходить не будет.
В этом случае также произойдет повышение давления в полости 13 под следящим поршнём 14, который, преодолевая усилие следящей пружины 16, будет перемещаться вверх.По мере перемещения вверх герметизирующее резиновое кольцо 15 перемещается в зону расположения продольных пазов 27 на внутренней поверхности корпуса регулятора 9, которые выполняют функции предохранительного устройства. В результате сжатый воздух из выходной полости II через отверстие 12, пазы 27 и отверстие 28 будет выходить в атмосферу, тем самым предотвращая повышение давления в пневмосистеме.
В течение небольшого промежутка времени (от 5 до 10 мин) поступающий горячий сжатый воздух разогревает полость вокруг клапана сброса конденсата 10, лёд вокруг клапана тает, после чего восстанавливается нормальное функционирование системы регулирования давления.